Издание: Издание: газета «Уральская магистраль», № 9 (9490), 15-22 марта 2013 г.
Реальным подспорьем для электромехаников в перспективе может стать мобильная система мониторинга. Она способна выдавать информацию о состоянии питающих установок и рельсовых цепей на обычный ноутбук или же смартфон через беспроводные сети.
Оригинальное решение принадлежит научно-исследовательской лаборатории «Компьютерные системы автоматики». Сами разработчики охарактеризовали эту новинку как упрощённый вариант комплексов технической диагностики, сложных и дорогих, но сразу отметили, что противопоставлять их неуместно.
– Система предназначена для мониторинга конкретно рельсовых цепей и питающих установок, – подчеркнул заместитель заведующего НИЛ «КСА» Константин Гундырев. – Конечно, есть комплексы технической диагностики, но стационарные. Или переносные устройства и приборы, но измерительные, не более того. Мы же разработали именно мобильную систему мониторинга. Уникален и сам принцип действия новинки. Как рассказали сотрудники лаборатории, любую информацию о состоянии рельсовых цепей и питающих установок электромеханик может вывести на экран ноутбука или смартфона. Понадобится лишь доступ к сети Wi-Fi и веб-браузер в цифровом устройстве.
– «Железо», то есть модель ноутбука, телефона, нетбука определяющей роли не играет, – добавил начальник отдела программного обеспечения НИЛ «КСА» Борис Рожкин. – Простейшие браузеры сегодня устанавливают везде. Нужно только подключиться к беспроводным сетям Wi-Fi. Достаточно будет базовых навыков работы с интернетом. В крайнем случае, можно подучиться. Позаботились разработчики и о безопасности мобильной системы – все каналы передачи данных зашифрованы и защищены электронными ключами. Притом ассиметричное шифрование исключает даже обмен ими. Секретный ключ всегда остаётся в мобильном устройстве конкретного электромеханика.
– Алгоритмы защиты надёжные, – заверил инженер-программист НИЛ «КСА» Михаил Белошицкий.
– Можно, конечно, попытаться вскрыть каналы передачи данных, перебрав абсолютно все комбинации секретного ключа. Но реально на это потребуются десятки лет. Процесс можно несколько ускорить, если нарастить вычислительные мощности, но всё равно успех маловероятен.
Добавим, что в условиях лаборатории мобильная система мониторинга уже испытана. В прошлом месяце разработчики ознакомили с ней участников техсовета Свердловской дороги. Учёные готовы предоставить новшество для опытной эксплуатации в адаптированном под требования заказчика варианте.
Евгений Невольниченко