Автоматизированная система учёта и анализа работы линий метрополитена (АСУ АРЛМ) — это комплекс программных средств, предназначенных для повышения объективности и оперативности расследования причин нарушений, а также для автоматизации документооборота.
На данный момент общее количество пользователей в Санкт-Петербургском метрополитене превысило 200 человек.
Рабочий стол оператора
Основными функциями АСУ АРЛМ являются сбор, хранение и анализ информации о:
АСУ АРЛМ обеспечивает обмен информацией как между конечными пользователями, которые работают с хроникой происшествий, отчетами и т.д., так и системами, которые предоставляют информацию, например: КАС ДУ, или получают её, например: КОЗ. Возможность такого обмена обеспечена работой на сервере АСУ АРЛМ двух сетевых интерфейсов, первый из которых обеспечивает доступ в технологическую сеть КАС ДУ, а второй обеспечивает доступ пользователей из информационной сети метрополитена к ресурсам АСУ АРЛМ.
Работа с данными сервера не требует инсталляции дополнительного ПО на рабочих местах. Пользователи системы АСУ АРЛМ работают в среде веб-браузера, например Internet Explorer.
Комплекс программных средств АСУ АРЛМ состоит из набора сервисов и клиентской части, реализованной с использованием веб-технологий. Для разработки клиентской части использовалась технология Java Server Pages (JSP) и Personal Home Pages (PHP). В качестве веб-сервера используется Jakarta-Tomcat версии 5.0 и Apache 2.0. В качестве базового языка программирования для ПО клиентской части применен язык Java, для сервисов АСУ АРЛМ используется язык программирования C/C++, некоторые модули реализованы на языке Java.
Все ПО АСУ АРЛМ можно разделить по разделам, каждый из которых обеспечивает определенную функциональность. Все классы упакованы в пакеты, название которых соответствует назначению классов, например: либо название раздела, либо функциональное назначение. Страницы располагаются в каталоге, название которого соответствует разделу.
Для функционирования ПО АСУ АРЛМ необходимо следующее ПО:
АСУ АРЛМ разделена на множество разделов, каждый из которых обеспечивает выполнение своих функций. Каждый из разделов состоит из набора страниц, выполняемых веб-сервером, и может использовать независимые компоненты или CORBA-компоненты, постоянно загруженные или запускаемые при возникновении необходимых условий.
Раздел «Хроника» обеспечивает ввод, изменение, удаление и просмотр событий нарушений нормальной работы метрополитена.
Раздел «Отчеты» обеспечивает генерацию, просмотр и экспорт различных отчетных форм. Подраздел «Отчеты РБ» предназначен для формирования еженедельного отчета и «Анализа состояния безопасности движения» на основе данных раздела «Хроника». Подраздел «Плановые показатели ГД» обеспечивает просмотр плановых показателей ГД и экспорт их в задачу «Обсчет графика движения». Подраздел «Поездные показатели» обеспечивают ввод, изменения, удаление показателей депо, а также формирование сводных отчетных форм.
Раздел «ТЭП» обеспечивает расчет технико-экономических показателей, а также экспорт показателей в КОЗ.
Раздел «АСКОП М» обеспечивает импорт данных из АСКОП М и формирование отчетов.
Раздел «КАС ДУ» обеспечивает просмотр нештатных ситуаций.
Раздел «История авторизаций» обеспечивает просмотр истории авторизаций пользователей с указанием времени и ip-адреса входа в систему. Раздел «ДГДИ» обеспечивает импорт нормативных графиков из АРМ инженера службы Д (графисты), а также корректировки в выборе НГ праздничных дней для системы «Автоведения» и задачи измерителей.
Раздел «Движение поездов» обеспечивает просмотр графиков исполненного движения и отчетных форм на основе данных, поступающих из системы «Автоведения».
Раздел «Администрирование» обеспечивает работу с пользователями и службами. Подраздел «Пользователи» обеспечивает ввод, изменение и удаление пользователей и назначение им прав доступа. Подраздел «Службы» обеспечивает ввод новых, изменение и удаление служб.
Раздел «ЭМС вентиляция» обеспечивает формирование и просмотр отчетов по работе вентиляции и ведение нормативно-справочной информации.
Подраздел «НСИ» позволяет вводить, изменять, удалять НСИ, необходимые для формирования отчетов.
Раздел«СПИ БУР» обеспечивает просмотр событий, поступающих от бортового устройства регистрации.
Схема потоков данных из/в системы АСУ АРЛМ
На схеме потоков данных из/в системы АСУ АРЛМ прямоугольниками обозначены системы, а стрелками направление потоков с указанием передаваемых данных.
Подробная схема потоков данных из/в системы АСУ АРЛМ