Коллеги рассмотрели перспективные направления для развития научно-производственного взаимодействия в сфере автоматики и телемеханики
Уральский и Петербургский университеты связывает давнее сотрудничество. Екатеринбург нынче посетили руководители, учёные «Центра компьютерных железнодорожных технологий» (ЦКЖТ) ПГУПС Александр Никитин и Олег Наседкин. Именно здесь зародились все системы автоматики и телемеханики семейства МПК. Одна из ведущих – это электрическая централизация на базе микроЭВМ и программируемых контроллеров. Благодаря помощи и участию ЦКЖТ в июле 2001 года на площадке УрГУПС и была организована научно-исследовательская лаборатория «Компьютерные системы автоматики» (НИЛ «КСА»). С тех пор они реализуют совместные решения для холдинга «РЖД», промышленных предприятий, имеющих подъездные пути, и метрополитенов.
Гости получили представление о материально-техническом потенциале лаборатории и выпускающей кафедры «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» вуза. Они по-достоинству оценили нынешний уровень возможностей. Для максимального задействования ресурсов коллеги рассматривают различные варианты сотрудничества, реализации совместных проектов с промпредприятиями, объединениями Уральского региона в сфере автоматики. Такой подход – с опорой на практическую науку – станет точкой соприкосновения производственного и учебного процессов. На базе ЦКЖТ и НИЛ студенты уже сегодня изучают теорию, сразу перенося новые знания на практику. Заинтересованные предприятия, разработчики получают кадровую подпитку из перспективной молодёжи для решения производственных задач.
Конкретные направления разработок партнёры обсудили на совещании, к участию в котором пригласили и аспирантов. Старшие коллеги обозначили перечень задач, которые требуют первостепенного внимания. Актуальна тема диагностики устройств сигнализации, централизации и блокировки. Под неё, например, нужны алгоритмы обработки информации, в том числе первичной. Эксплуатация нуждается в способах выявления предотказных состояний – на основе анализа временных рядов, динамики изменения величин или же иных шагов, которые позволят принять превентивные меры до перехода устройств в защитное состояние, чреватое задержками в движении поездов. Хозяйствам перевозок, автоматики и телемеханики нужны сведения о влиянии отказов на пропускную способность магистралей, об узких местах, значимых элементах инфраструктуры, подлежащих резервированию. На повестке дня – удалённое управление напольными объектами с помощью оптоволоконных линий связи и альтернативные способы определения местоположения подвижных единиц. Это позволит уйти от сотен тысяч километров кабелей, избавит от проблем с порывами, влияния грозовых перенапряжений, бросков тягового тока, помех.
– Любое практическое действие всегда должно подкрепляться научным фундаментом, потенциалом, – отметил заведующий НИЛ «КСА» Константин Гундырев. – Аспирантам нужно знать, куда им двигаться. Мы подсказали, на чьи труды лучше обращать внимание и на решение каких задач нацеливаться. Они сообщили, чем сейчас занимаются. Безусловно, надо ориентироваться на практический итог, который будет апробирован и принесёт реальную пользу.