Научно-исследовательская лаборатория Компьютерные системы автоматики
Обратный звонок

Техническое поглощение

Издание: Газета «Уральская магистраль», 16 мая 2017 г.

На станции Островной завершена комплексная работа по строительству и монтажу системы микропроцессорной централизации МПЦ-МПК. Она будет внедрена по проекту развития Сургутского региона магистрали. На его полигоне продолжается строительство вторых путей.

Проектные работы по объекту выполнили Уральский и Петербургский государственные университеты путей сообщения. Они начались в 2013 году. Перевод северной станции с маршрутно-релейной централизации управления стрелками и сигналами на микропроцессорную систему запланирован на лето нынешнего года. В настоящее время она готова к пусконаладочным работам.

– Это микропроцессорная централизация, созданная на базе микроЭВМ и программируемых контроллеров, с бесконтактным, абсолютно безопасным в процессе эксплуатации управлением различными напольными объектами, – рассказал заместитель заведующего научно-исследовательской лабораторией «Компьютерные системы автоматики» УрГУПС Константин Гундырев. – Мы заложили в проекте ряд комплексных решений. Здесь минимум реле. Первый класс надёжности. Сегодня это позволяет говорить о новом витке в развитии.

В МПЦ-МПК интегрированы все необходимые системы. Она вобрала в себя устройства технической диагностики и автоматического оповещения работников на путях. Предусмотрен интегрированный линейный пункт диспетчерской централизации, пока – в режиме опытной эксплуатации. Система дополнена устройствами электрического питания микропроцессорных комплексов автоматики и телемеханики в новой модификации. Они работают на шине постоянного тока. Система гарантирует функционирование стрелок, сигналов и иных элементов в полном объёме даже при пропадании внешнего питания – от двух часов и на любой необходимый заказчику период времени.

– В системе предусматривается бесконтактное кодирование, – сообщил «УМ» начальник проектного отдела лаборатории Евгений Ходневич. – Такое решение встречается в основном в МПЦ, да и то – не всегда. Обычно устройства кодирования всё-таки идут отдельно и размещаются они на релейных стативах. А тут – именно в составе аппаратуры МПЦ. Благодаря этому коды, необходимые для работы локомотивной сигнализации, формируются на специальном блоке рельсовых частот бесконтактно, посредством полностью безопасных электронных схем.
Разработчики подчеркнули, что комплексное решение – это следование вектору, который обозначен эксплуатационно-техническими требованиями к новым системам. Так, необходимо улучшать эргономику станций, поскольку экономия площадей релейных помещений особо актуальна с учётом путевого развития. МПЦ-МПК облегчает труд эксплуатационного персонала, снижает энергопотребление по объекту и повышает надёжность технических средств.

СПРАВКА

МПЦ-МПК – система микропроцессорной централизации, которая действует на базе микро-ЭВМ и программируемых контроллеров. Она предусматривает бесконтактное безопасное управление напольными объектами. Такая система позволяет осуществить централизацию удалённых парков, районов и станций на крупных узлах магистральных железных дорог. МПЦ-МПК применяется и для управления движением поездов на промышленном транспорте, а также в метрополитене. Система является совместной разработкой Петербургского и Уральского государственных университетов путей сообщения. Внедряется с 2007 года. Впервые использована в метрополитене Санкт-Петербурга. Также действует на Красноярской и Свердловской магистралях, на инфраструктуре некоторых предприятий (среди них – «Промугольсервис» и «Газпромтранс»).

Евгений Невольниченко