Издание: Газета «Уральская магистраль», № 202 (26092), 11 ноября 2016 г.
На станции Салым введена в эксплуатацию система микропроцессорной централизации МПЦ-МПК – впервые на Свердловской железной дороге. Этот проект реализован в ходе комплексного развития инфраструктуры в Сургутском регионе магистрали, где строятся сплошные вторые пути.
Перевод северной станции с маршрутно-релейной централизации управления стрелками и сигналами на микропроцессорную систему – событие нерядовое. И для дороги, и для исполнителей из двух университетов путей сообщения – петербургского и уральского, которые и выполнили работу «под ключ». Готовить технический проект специалисты начали в 2014 году, весь 2015-й ушёл на производство системы и поставку, 2016-й – на стройку, наладку и пуск.
– Это микропроцессорная централизация, созданная на базе микро-ЭВМ и программируемых контроллеров, с бесконтактным, абсолютно безопасным в процессе эксплуатации управлением различными напольными объектами, – рассказал заведующий научно-исследовательской лабораторией «Компьютерные системы автоматики» УрГУПС Константин Гундырев. – Мы заложили в проекте ряд комплексных решений. Здесь минимум реле. Первый класс надёжности. Сегодня это позволяет говорить о новом витке в развитии.
В МПЦ-МПК интегрированы все необходимые системы. Она вобрала в себя устройства электропитания, технической диагностики, автоматического оповещения работников на путях. Есть интегрированный линейный пункт диспетчерской централизации, на сегодня он действует в режиме опытной эксплуатации. Отдельной аппаратуры для неё теперь не требуется. Она полностью поглощена программно-аппаратными устройствами микропроцессорной централизации.
– В системе предусматривается бесконтактное кодирование, – сообщил корреспонденту «Уральской магистрали» начальник проектного отдела лаборатории Евгений Ходневич. – Такое решение встречается достаточно редко. Обычно устройства кодирования всё-таки идут отдельно и размещаются они на релейных стативах, а тут – именно в составе аппаратуры МПЦ. Благодаря этому коды, необходимые для работы локомотивной сигнализации, формируются на специальном блоке рельсовых частот бесконтактно, посредством полностью безопасных электронных схем.
Разработчики подчеркнули, что комплексное решение – это следование вектору, который обозначен эксплуатационно-техническими требованиями к новым системам микропроцессорной централизации. Они должны поглотить максимум аппаратуры, избавив станции от «мини-вычислительных центров». Это не просто улучшит эргономику, но и облегчит работу эксплуатационного персонала, повысит надёжность устройств и уровень безопасности движения.
Евгений Невольниченко