Научно-исследовательская лаборатория Компьютерные системы автоматики
Обратный звонок

Сервис в недрах земли

Издание: Газета «Уральская магистраль», № 44 (25479), 18 марта 2014 г.


Евгений Гордиевский, инженер НИЛ «КСА»

Сервисная группа специалистов научно-исследовательской лаборатории «Компьютерные системы автоматики» выполнила полное обслуживание действующих на станциях Екатеринбургского метрополитена устройств. Тем самым обеспечено их устойчивое, бесперебойное функционирование как минимум до следующего этапа работ в подземной инфраструктуре.

Сотрудничеству городского метрополитена и лаборатории более десятка лет. Если быть хронологически точными, то оно активно развивается с 2001года. Начали мы с того, что оборудовали центральный пост поездного диспетчера, запустили электрическую централизацию (ЭЦ-МПК) станции Геологическая. Эта работа велась для службы автоматики и телемеханики движения поездов.

Далее по заданию метрополитена реализовали ещё несколько проектов. К примеру внедрили систему построения графиков исполненного движения, порядка двух лет ушло на оснащение центрального поста энергодиспетчеров. В последующие годы осуществили проект для электромеханической службы.

Знаковой в нашей совместной работе стала увязка ключевых устройств под комплексную автоматизированную систему диспетчерского управления (КАС ДУ). Причём функциональный пакет КАС ДУ со временем был заметно расширен. Она объединяет системы автоматики, электроснабжения, энергообеспечения, мониторинга искусственных сооружений и даже сантехнические устройства.

Их сервисное обслуживание наши бригады выполняют ежеквартально. Они проверяют работоспособность непосредственно комплексной системы и устройств её электропитания на основе шины постоянного тока (УЭП-МПК). Это важнейшие из наших объектов, подлежащих сервисному обслуживанию.

Сопровождение программного обеспечения идёт на регулярной основе. Периодически выполняется чтение протоколов и файлов текстового формата.

Обязательны проверка баз данных, анализ и детализация возникавших сбоев. Также производится полное сканирование и дефрагментация жёстких дисков, то есть логическая оптимизация файлов с размещённой на них информацией.

Питающие устройства тестируются на работу от резервного источника. Для этого принудительно выключаются сразу оба ввода, фидера напряжения. На протяжении двух часов система должна действовать от запасной батареи. Также измеряем ёмкость аккумуляторов, напряжение, температуру агрегатов.

Серьёзные проблемы метрополитену доставляет токопроводящая пыль. Она препятствует нормальному функционированию вентиляции на станциях. Фильтры с ней справиться не могут – пыль оседает на устройствах, приборах. Могут произойти сбои, неполадки, а при наихудшем сценарии – и отключения. Поэтому все устройства нужно регулярно проверять, очищать и обслуживать.

Самые опасные работы шли ночью, по метрополитену их большинство. Устройства питания, например, в дневное время находятся под напряжением. Нельзя даже переводить их на резервный комплект аккумуляторных батарей. Оставшиеся виды работ, незначительные по объёмам, были выполнены днём.