Научно-исследовательская лаборатория Компьютерные системы автоматики
Обратный звонок

Предприятиям нужны новые системы ЖАТ

Издание: Журнал «Промышленность. Транспорт. Строительство» №3, август 2008 г.

О факторах, сдерживающих процесс внедрения в промышленности новых систем железнодорожной автоматики и телемеханики. О путях решения имеющихся проблем.

В настоящее время стали широко доступными совершенно новые системы железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), построенные на микропроцессорной и компьютерной элементной базе: релейно-процессорные и микропроцессорные системы электрической централизации, автоблокировки, диспетчерской централизации и контроля, сложные информационно-управляющие комплексы. И если руководством ОАО «РЖД» уже давно (порядка 5 – 6 лет назад) принято решение о широком их внедрении взамен релейных систем, на железнодорожном транспорте необщего пользования этот процесс пока не так заметен.

Одним из сдерживающих факторов широкого внедрения современных систем ЖАТ на промышленных предприятиях является некоторая боязнь за их дальнейшее обслуживание. Здесь можно выделить две составляющие проблемы:

Очевидно, что на сегодняшний день требуется изменение программы профессиональной подготовки и переподготовки персонала, обслуживающего новые устройства и системы. Эту работу должны взять на себя ВУЗы совместно с разработчиками.

Практическая реализация поставленной задачи вызывает определенные трудности: для многих систем отсутствует доступ к техническим описаниям, разработчики не желают осуществлять подготовку и наладку обучающих макетов, разрабатывать методические пособия, учебную литературу, раскрывать алгоритмы работы программного обеспечения.

Следует отметить, что преодолеть указанные трудности возможно, нужно только желание. Наиболее показателен пример Центра компьютерных железнодорожных технологий Петербургского государственного университета путей сообщения, занимающегося уже более 15 лет разработкой и внедрением микропроцессорных систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Специалисты ЦКЖТ ПГУ ПС уделяют огромное внимание вопросам обучения методам и средствам построения своих систем, навыкам работы и обслуживания, предоставляют необходимые технические материалы.
В трех железнодорожных вузах функционируют лабораторные стенды релейно-процессорной централизации ЭЦ-МПК, с возможностью управления стрелками и сигналами, измерением диагностической информации. В трех университетах путей сообщения действуют лабораторные установки системы диспетчерской централизации ДЦ-МПК.

Особенно впечатляет оснащение учебного центра на кафедре «Управление эксплуатационной работой» в Петербургском университете, где была выполнена реконструкция масштабного железнодорожного макета. Участок железной дороги макета состоит из десяти станций, поделенных на три диспетчерских круга. Станции макета включены в диспетчерскую централизацию ДЦ-МПК. Каждый диспетчерский круг оборудован автоматизированным рабочим местом поездного диспетчера (АРМ ДНЦ). Семь станций макета оборудованы автоматизированными рабочими местами дежурных (АРМ ДСП), на остальных станциях макета сохранен привычный пульт управления с лампами и кнопками. Конфигурация АРМ ДСП (ДНЦ) соответствует тем же принципам, как и на действующих станциях (диспетчерских кругах), оборудованных системами ЭЦ-МПК (ДЦ-МПК).

По лабораторным макетам ЦКЖТ ПГУ ПС в пяти вузах производится обучения методам построения микропроцессорных централизаций. Студенты обучаются архитектурам современных МПЦ, алгоритмам функционирования программного обеспечения, схемным решениям, в том числе бесконтактных устройств сопряжения с исполнительными объектами железнодорожной автоматики.

В Уральском государственном университете путей сообщения специалистами Научно-исследовательской лаборатории «Компьютерные системы автоматики» (официальный представитель и партнер ЦКЖТ ПГУПС в Уральском регионе) введены в эксплуатацию лабораторные макеты систем ЭЦ-МПК и ДЦ-МПК, готовится макет системы МПЦ-МПК. В настоящее время разрабатывается проект модернизации лаборатории кафедры «Управление эксплуатационной работой», где специалисты службы движения будут учиться управлять перевозками на физическом макете железной дороги.

Специалистами ЦКЖТ и кафедры «Автоматика и телемеханика» ПГУПС подготовлен ряд учебных пособий, целиком и полностью раскрывающих принципы построения и обслуживания своих новых разработок.

Перейдем ко второй проблеме – неготовности материально-технической базы обслуживающих подразделений. Здесь можно отметить неукомплектованность кадрами, недостаток технологического оборудования и транспортных средств, плохую оснащенность производственных баз средствами механизации или их полное отсутствие, нерациональное распределение работ внутри подразделений.

Помочь предприятию преодолеть эти трудности призван «Типовой проект организации технического обслуживания и ремонта №ЦШ-24/19 от 07.03.2002г.», разработанный специалистами ЦКЖТ ПГУПС. Проект внедряется на 109 дистанциях автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» и должен найти свое применение на предприятиях железнодорожного транспорта необщего пользования, поскольку проблемы у всех одни и те же.

Несмотря на то что проект идет под грифом типового, он разрабатывается под конкретные условия и инфраструктуру. Для этого проводится работа на местах с целью выявления всех потребностей эксплуатационного персонала. Проект достаточно гибкий и по возможности позволяет учесть требования и ограничения в каждом конкретном случае.

Разработка Проекта производится по следующей методологии:

На первом этапе, после детального обследования подразделения, обслуживающего системы ЖАТ, составляется акт обследовательских работ, дающий полную и адекватную оценку. Оценка включает в себя перечень проблем, существующих в подразделении на настоящий момент. Документ утверждается главным инженером предприятия и в дальнейшем становится основой для выработки предложений и рекомендаций.

В основе разрабатываемого Проекта лежат рекомендации и предложения по приведению материальных и человеческих ресурсов подразделения к уровню, позволяющему осуществлять качественное техническое обслуживание устройств и систем ЖАТ. Как правило, обоснованные пожелания эксплуатирующего персонала по реорганизации своего труда фиксируются в проектных решениях, и в дальнейшем становятся официальным документом, поэтапно внедряемым в жизнь через руководство предприятия.

Таким образом, вопрос внедрять или нет современные системы не должен осложняться мыслями о дальнейшем обслуживании. Опыт решения этой проблемы есть, по крайней мере, у двух коллективов: Центра компьютерных железнодорожных технологий ПГУПС и Научно-исследовательской лаборатории «Компьютерные системы автоматики» УрГУПС.