Издание: Газета «Уральская магистраль», № 53 (25488), 31 марта 2014 г.
Екатеринбургский метрополитен переводит станции на цифровую основу. Новым звеном в их наращиваемой цепочке стал «Проспект космонавтов». Проект реализовала лаборатория «Компьютерные системы автоматики». Она выполнила модернизацию комплекса электрической централизации, полную адаптацию программного обеспечения к современной платформе, строительно-монтажные, пусконаладочные работы на конечной станции.
– Евгений Станиславович, что было особенно трудным в проектировании?
– Неожиданно много хлопот на станции нам доставила чисто бумажная работа. Вся исполнительная документация по ней датирована восьмидесятыми годами. Выполнена она, естественно, на бумаге, которая с тех пор изрядно потрепалась. Часть её вообще сохранилась «на синьке» – делали раньше такие копии чертежей. Целые массивы документации сперва надо было перевести в электронный вид, чтобы затем приступить к работе с принципиальными и монтажными схемами. Только на это ушло более трёх месяцев, если верить данным из журнала учёта. Конечно, оговаривались меньшие сроки, хотя в целом мы всё равно уложились.
Евгений Ходневич, начальник проектного отдела НИЛ «КСА»
– Была ли возможность избежать процесса, который отнял так много времени?
– Да, только в том случае, если бы строительство на станции мы вели с нуля, ставили шкаф комплекса техни-
ческих средств управления и контроля КТС УК. Тогда переводить абсолютно все данные на электронную базу не пришлось бы. К тому же, на станции действует система технической диагностики СТД-МПК. Она автоматически измеряет, анализирует параметры работы рельсовых цепей, источников питания, а также напряжение на лампах светосигналов и так далее. Получается, система охватывает значительный объём аналоговой информации. Однако перед нами стояла задача модернизировать существующие устройства.
– С какими ещё неожиданностями столкнулись в рамках проектирования?
– В процессе работы от службы автоматики и телемеханики движения поездов, по линии которой реализуется проект, поступили дополнительные требования. Они касались расширения функционального набора технической диагностики. Нас попросили вывести на постоянный контроль системы ещё ряд параметров. Например, измерение уровня напряжения на входе фильтров рельсовых цепей. Согласно технологическому процессу, сейчас они производятся лишь вручную. Но поскольку множество других процессов на станции уже автоматизировано, под контроль системы передали измерение и этого параметра рельсовых цепей.
– Почему такую возможность нельзя было сразу заложить в диагностику?
– У рельсовых цепей, предназначенных для метрополитена, есть свои отличия. В них входят устройства автоматического регулирования скоростей движения. Если говорить несколько упрощённо, в рельсовые цепи идёт частотный посыл. Он и определяет, на какой именно скорости будет следовать подвижной состав. На железных дорогах, для которых изначально и рассчитана наша диагностика, используются другие рельсовые цепи, нет и функции регулирования скоростей. А значит, и закладыватьэтот параметр в базовую версию системы нет смысла. Однако её можно легко масштабировать, что мы и сделали для метрополитена.
– А что изменилось после обновления системы диспетчерской централизации?
– Всё управление станцией перешло от аналоговых каналов связи на цифровые: от уже исчерпавших свой ресурс – к современным и более устойчивым. Аппаратура на аналоговой базе полностью изжила себя морально и физически. Для неё проблематично купить запчасти, и обслуживание тоже специфическое. Желание представителей эксплуатации уйти от всего этого легко объяснимо. На сегодня под аналоговым управлением остаётся лишь «Площадь 1905 года». Но мы уже занимаемся подготовкой рабочей документации и для этой станции. Так что все линейные пункты диспетчерской централизации будут на «цифре».
– Евгений Станиславович, готов ли обслуживающий штат к этому переходу?
– Большинство сотрудников метрополитена он вообще никак не затрагивает. Для поездного диспетчера в управлении ровным счётом ничего не поменялось. И даже интерфейс на его автоматизированном рабочем месте остался прежним. Теоретически поездной диспетчер может вовсе не знать о каких-то изменениях. Системы одного семейства с теми же аппаратнопрограммными компонентами, они запросто стыкуются, гармонично дополняют друг друга, взаимодействуют. Всё то же самое внедрено на «Геологической», «Чкаловской», «Ботанической». «Проспект космонавтов» просто становится ещё одним звеном в этой цепочке.
Беседовал Евгений Невольниченко, Екатеринбург