Системы железнодорожной автоматики развиваются достаточно интенсивно. Усложняется их техническая структура, растут требования по безотказности. Всё более широкое применение находят диагностика, мониторинг устройств. Представление об их состоянии дают и сигналы тональных рельсовых цепей. Базовым элементом в этом случае выступает среднеквадратическое значение. По общепринятым алгоритмам его соотносят с нормативными показателями. Объективную картинку можно получить только при корректных измерениях. Однако на практике для такого процесса характерны некоторые затруднения.
– Выполнять измерения надо только специально разработанными приборами, – подчёркивает научный сотрудник профильной лаборатории Антон Попов. – В противном случае могут возникнуть погрешности существенной величины. Получается, состояние тональной рельсовой цепи будет определено неверно. Такие неточности могут приводить к тяжёлым последствиям в эксплуатации.
Известно множество способов, методов и устройств для измерения сигналов. Но лишь единицы из них употребимы именно к тональным рельсовым цепям. В зависимости от схемы действия приборы могут показывать разные данные. Их нестыковка вероятна при измерениях даже в одной точке рельсовой цепи. Учёные нашей лаборатории доказали это в ходе практических исследований. Теоретические выкладки подтвердились не только в лабораторных условиях. Результаты тщательно выверены на действующих участках железной дороги. Это говорит о недостаточной совместимости применяемых сейчас приборов.
– Особо важно обеспечить единство в измерениях сигналов рельсовых цепей, – добавляет один из участников проведённых экспериментов Антон Попов. – На конечную точность влияет уйма факторов, в том числе и форма сигналов. Их физические свойства желательно учитывать ещё при разработке прибора. Это нивелирует воздействие негативных процессов на результаты измерений.
Свои предложения учёные из нашей лаборатории подкрепили научной базой. В первую очередь, они изучили методы определения промежутка измерений. Также специалисты установили зависимость от него величины погрешности. Рассмотрели полный спектр условий, при которых она будет сведена к нулю. И, наконец, разработали методику выбора оптимального времени измерений. Тем самым они создали математическую модель для верной оценки сигналов. Прежде всего, она важна для эксплуатационного персонала на предприятиях. Обратиться к рекомендациям также могут производители средств измерений.
Беседовал Е.Невольниченко