Научно-исследовательская лаборатория Компьютерные системы автоматики
Обратный звонок

НОВАЯ ЭРА СТАНЦИИ НИКЕЛЬ

Издание: Газета «Призыв», 8 августа 2008 г

В главном парке станции введен в действие принципиально новый пост электрической централизации с микропроцессорным комплексом управления стрелками и сигналами – ЭЦ-МПК.

Станция Никель по оснащенности средствами СЦБ вошла в число передовых на Южно-Уральской магистрали. Это пока единственная на Оренбургском отделении, а на дороге – пятая и самая крупная станция, где управление исполнительными устройства ми СЦБ полностью основано На микропроцессорной электронике.

– Как видите, на посту дежурного по станции нет пульта с переключателями и лампочками. Вся информация отображается на электронных дисплеях, а команды оператор подает с помощью компьютерной мышки, – рассказывает заместитель заведующего научно-исследовательской лабораторией «Компьютерные системы автоматики» УрГУПС Константин Гундырев.

Первая смена дежурных по станции приступила к работе на новом посту ЭЦ

– Для подготовки маршрута достаточно «кликнуть» мышкой в его начальную и конечную точку. При сложной конфигурации путей машина предложит варианты. Оператор сделает выбор – и через несколько секунд движение открыто.

На поле станции Никель тоже все изменилось. Полностью обновлены кабельные сети. В приводах стрелочных переводов теперь работают более легкие и надежные двигатели переменного тока. На мачтах вместе с новыми светофорами появились маршрутные указатели на светодиодах. По белым огням этих «пауков» машинисты ориентируются, в каком направлении открыт маршрут.

Вся техническая начинка надежно спрятана в новом трехэтажном пристрое к посту ЭЦ с просторным помещением для дежурных по станции, релейными залами, снабженными автоматической газовой системой пожаротушения.

– И это еще не все, – добавляет председатель приемочной комиссии главный инженер службы СЦБ дороги Сергей Кузнецов. – Осенью на двух прилегающих перегонах Никель – Орск и Никель – Круторожино будет пущена автоблокировка нового типа КЭБ-2, малогабаритная, полностью электронная, потому более надежная.

Модернизация устройств СЦБ на станции Никель длилась более двух с половиной лет. Работы велись силами СМП-806, челябинцам активно помогали электромеханики Орской дистанции СЦБ.

– Проект мы уточняли вместе в процессе монтажа, – говорит бригадир челябинского СМП-806 Сергей Кузнецов, однофамилец и тезка главного инженера службы СЦБ. – В итоге все получилось, как надо.

Ввод в действие новой системы СЦБ на станции Никель продолжался пять дней. Поэтапно на группах путей, а их в главном парке всего 20, проверялось действие стрелочных переводов, сигнализации. Убирались последние старые светофоры, завершался монтаж нового оборудования. На поле станции трудились десятки эсцебистов. Продолжали работать монтажники СМП-806. Проводить отладку помогали движенцы с соседних крупных станций.

На короткой «летучке» Нина Шмитова, старший электромеханик СЦБ на станции Никель, безусловный лидер и «хозяйка» на посту ЭЦ, ставит задачи своим подчиненным. Настроение приподнятое, чувствуется волнение, но без суеты. Сегодня осталось перевести на новую централизацию главные пути – и все.

– Сейчас наш пульт погаснет, в первый и последний раз с 1965 года! – торжественно провозглашает Нина Шмитова.

Еще некоторое время звучат тревожные зуммеры, но и их вскоре выключают. Дежурная по станции Клавдия Баженова и две ее помощницы Светлана Федорова и Яна Котова во время двухчасового «окна» управляют движением поездов по телефону. Все они прошли двухнедельный курс обучения и теперь готовы приступить к работе в новом дисплейном зале.
Томительно тянутся последние минуты. Главный инженер Орской дистанции СЦБ Валерий Береглезов еще раз лично удостоверяется в исправности сигналов. Наконец все! Можно брать управление станцией на новом посту.

Вячеслав Войтин.