Научно-исследовательская лаборатория Компьютерные системы автоматики
Обратный звонок

Контакт налажен

Алексей Постников,инженер НИЛ «КСА»

Программа сервисного обслуживания устройств автоматики и телемеханики реализуется на принципах комплексной работы

Сервисная группа специалистов научно-исследовательской лаборатории «Компьютерные системы автоматики» провела обслуживание устройств релейно-процессорной централизации на Свердловской железной дороге. В текущем году у планового мероприятия были некоторые особенности.

– Алексей Николаевич, чем нынче отличалось сервисное обслуживание?

– Рекордно сжатыми сроками и чрезвычайной концентрированностью работ. Проходили-то они в два этапа: семь станций в феврале и ещё пять – в апреле. Казалось, такое разделение – это плюс. А на деле работы по объектам дороги уместились буквально в одну-две недели: что на первом, что на втором этапе.Занимались не только собственно техобслуживанием. Сразу, на местах, оформляли финансовые и отчётные бумаги. Всё делала одна бригада из двух, максимум трёх человек, хотя обычно мы формируем пару сервисных групп с тем же количеством специалистов и отправляем их по разным направлениям.

Так вышло, что техобслуживание на железной дороге ещё и совпало по времени с аналогичными работами по станциям промышленного транспорта. Выполняла их, к слову, та же бригада. Но по всем объектам отработали, хотя они и в разных регионах: Пермский край, Тюменская область, Свердловская.

– Насколько обширен перечень работ по сервисному техобслуживанию?

– Он указывается в технических актах. Тестирование, проверка аппаратной и программной части систем, запасных элементов, приборов, комплектующих. В первом квартале по сети железных дорог разошлась телеграмма о проверке шунтовой чувствительности рельсовых цепей на станциях. Попутно сделали.

Мы всегда готовы помочь коллегам из эксплуатирующих организаций. Скажем, не должны наши инженеры смотреть источники питания. Нет таких обязательств, по крайней мере, прямых. Но они знают: лучше проверить, чем из-за отказа источника питания получить уйму проблем с аппаратной частью.

– Откуда черпаете информацию по объектам сервисного обслуживания?

– Придерживаемся комплексного подхода: начинаем собирать информацию с момента запуска наших устройств и продолжаем на всём сроке эксплуатации. Сопровождаем, поддерживаем в работоспособном состоянии. Даже когда они устарели, и эксплуатирующие предприятия должны уже их заменить новыми.

Более того, есть банк данных и по отдельным элементам наших систем: их текущее состояние, что требует ремонта, где он уже был, слабые позиции. Все эти сведения мы сопоставляем, анализируем и заносим в базу, а сводные ведомости передаём в службу автоматики и телемеханики. Контакт налажен.

Беседовал Евгений Невольниченко

Сотрудник в цене

Дмитрий Копытов с удовольствием пишет – только не роман, а программное обеспечение

На своём месте – именно так обычно говорят о человеке, который нашёл себя в каком-либо деле, проявил лучшие качества, раскрылся. Дмитрий Копытов, инженер-программист научно-исследовательской лаборатории «Компьютерные системы автоматики», в этом отношении счастливчик.

Область приложения своим талантам молодой учёный выбрал не из простых. Он разрабатывает программное обеспечение, которым оснащают комплексы технических средств управления и контроля устройств СЦБ. Без него даже не задать команду на простой перевод стрелки для маршрута следования поезда. Дмитрий Копытов прописывает в программе каждое управляющее действие.

– Дима окончил наш вуз, уже к пятому курсу хорошо знал направления деятельности лаборатории, работал в метрополитене по специальности и, что важно, обслуживал микропроцессорные системы. Парень грамотный. Так что ещё студентом он был в цене. Мы его сразу приметили и предложили к нам присоединиться. У нас он, получается, уже больше пяти лет, – отмечает заместитель заведующего НИЛ «КСА» УрГУПС Константин Гундырев.


Сам же инженер-программист называет университет «родным местом». Столько, говорит, здесь друзей, знакомых и близких людей, причём в прямом смысле этого слова – брат вышел с того же электротехнического факультета. Вот уж действительно: на своём месте, свой среди своих, признание получил. В феврале, на День российской науки, удостоился почётной грамоты ректора.

– Был приятно удивлён, что для награждения предложили именно мою кандидатуру. По большому счёту, я просто делаю в лаборатории то, что меня всегда интересовало. Ещё студентом, пока в метрополитене опыта набирался, решил для себя: хочу заниматься проектными работами и потом эти проекты реализовывать. Теперь сам отдельные объекты курирую, – говорит Дмитрий.

Эта непосредственность молодого специалиста лаборатории подкупает. Похоже, он искренне недоумевает, за что же его поощрили грамотой ректора. Не из ложной скромности или политкорректности. И наигранности здесь нет. Обратимся же к почётной грамоте: Дмитрий Копытов награждён за активное участие в инновационной, научно-исследовательской, хоздоговорной работе.

Евгений Невольниченко

Что в батарее?

Технический арсенал сотрудников НИЛ «КСА» пополнил новый прибор – современный индикатор ёмкости свинцовых аккумуляторов «Кулон».

Впервые наши специалисты проверили его возможности в рамках сервисного обслуживания комплексов релейно-процессорной централизации (ЭЦ-МПК), Заметно выросли объёмы работ по устройствам электропитания (УЭП-МПК), и для определения состояния батарей потребовалось высокоточное средство.

Сам изготовитель позиционирует эту техническую новинку как прибор, который способен оценить ёмкость аккумуляторов при разных температурах. Отключать их на время проверки от шины постоянного тока не обязательно, так что и круглосуточная работа систем резервного питания не прекращается.


Тест аккумулятора занимает три секунды и происходит без какого-либо участия пользователя в этом процессе. Тем самым можно объективно, быстро и точно выполнить отбраковку новых и уже бывших в эксплуатации батарей, своевременно заменить все источники питания, ёмкости которых исчерпаны.

Для удобства пользователей в тестере предусмотрен и USB-интерфейс. Можно создавать в компьютере собственные базы данных по аккумуляторам, отслеживать ёмкость любого из них и, наконец, обоснованно прогнозировать ресурс батареи. Вся эта информация важна при сервисном техобслуживании.

Евгений Гордиевский,инженер НИЛ «КСА»