Научно-исследовательская лаборатория Компьютерные системы автоматики
Обратный звонок

КОМПЬЮТЕР — РЕГУЛИРОВЩИК

Издание: Газета Новости «Евраза» 18.01.2007.


Переоборудование самой дальней станции – Западной – началось в октябре прошедшего года. Генеральный подрядчик – 000 Системы ЖАт» выполнил все работы в рекордно короткий срок: уже к концу декабря заработала обновленная станция. Все оборудование расположилось в трех передвижных модулях: электропитания, релейно-кроссовый и административно-бытовой. Последний назван проектантами МА, и именно здесь рабочее место дежурного по станции.

Сегодня там дежурит Татьяна Главатских, за ее плечами 35 лет «железнодорожного трудового стажа. На столе – два компьютера, телефон, рация и блок громкоговорящей связи. С помощью этого оборудования она одна руководит железнодорожными составами, проходящими по путям, проложенным в Западном карьере – одном из трех карьеров Качканарского ГОКа.

Что дает компьютеризация станции? Во-первых, больше, чем на 20 процентов, увеличивается ее пропускная способность, а это влияет на повышение эффективности работы карьера. В условиях, когда КГОК наращивает объемы добычи и переработки руды, это один из важнейших факторов, во-вторых, появляется гибкость управления движением составов и оперативность реагирования. Самое главное – умный компьютер не позволит двум составам одновременно пойти по одному и тому же пути, не даст «вертушке» следовать по маршруту, на котором в это время работают люди.
Пока мы разговариваем с диспетчером, экран живет своей жизнью: красные линии схемы путей окрашиваются в белый цвет, белые – в желтый и красный. И все это сопровождается короткими фразами из динамика, которые произносит приятный женский голос, – это компьютер, он сообщает, что происходит на путях. Дежурная только задает начальную и конечную точки маршрута, а электронная машина следит за тем, как проходит поезд.

Выхожу из модуля МА, смотрю на карьер. Отсюда, с высоты, видно, как по путям ползут длинные гусеницы-составы. Одни спешат вниз под погрузку к экскаваторам, другие тянутся вверх, чтобы через станцию Южную продолжить путь в цех дробления, где их ждут работники обогатительной фабрики. Карьер живет своей трудовой жизнью.
Леонид Черемухин