Научно-исследовательская лаборатория Компьютерные системы автоматики
Обратный звонок

Комплексную систему автоматизации перевозочного процесса получит в своё распоряжение Учалинский горно-обогатительный комбинат (ГОК).

В этой новинке интегрирован ряд уникальных технических решений для диспетчерского управления движением на промышленном предприятии.

Рассчитанный на несколько лет проект выполнили сотрудники действующей на базе Уральского государственного университета путей сообщения научно-исследовательской лаборатории «Компьютерные системы автоматики» (НИЛ «КСА»). Он этапами охватывает объекты железнодорожной инфраструктуры. Так, на первом запланированы работы по оборудованию четырёх станций, на втором – одной, а последний предусмотрен под полное оснащение переездов.

Новшество представляет собой усовершенствованную версию релейно-процессорной электрической централизации стрелок и сигналов, работающих на базе микроЭВМ и программируемых контроллеров ЭЦ-МПК-У. Её можно наращивать и легко адаптировать к реалиям конкретного полигона на стадии проектирования или при изменениях, произошедших во время эксплуатации. Основная роль здесь отведена программно-аппаратному комплексу, который контролирует поездную обстановку и управляет исполнительными схемами и напольными устройствами. Используется минимальное количество релейной аппаратуры, функционал максимально переведён на компьютерный уровень.

Интересен и вариант с диспетчеризацией. По техническим требованиям заказчика, управление полигоном идёт с одной, узловой, станции. Тем самым снижаются эксплуатационные расходы на содержание диспетчерского штата. К общей системе привязан удалённый парк с отдельным стрелочным постом. Следить за поездной ситуацией можно и на станции, где сегодня планируется вся маневровая работа. Туда дополнительно поставят информационное табло.

Значительное внимание проектом уделено и связи. Осуществляться она будет по магистральным волоконно-оптическим линиям. Предусматриваются и автоматическое речевое оповещение о приближении поездов к месту работ на путях через громкоговорящую связь, и расширение номерного фонда АТС с переходом к IP-телефонии, и промышленное наблюдение, и видеофиксация на переездах. Другое новшество: отныне сообщения будут регистрироваться, записываться аппаратурой связи и какое-то время храниться в аудиоформате.

Из прочего отметим, что в комплексе есть и электронная система счёта осей подвижного состава, и визуальные сигналы со светодиодными лампами.

Текущее состояние всех этих компонентов постоянно диагностируется.
– Горно-обогатительный комбинат – весьма крупный, сложный объект, приходится учитывать очень много сторон работы железнодорожного цеха, – рассказал начальник проектного отдела НИЛ «КСА» Евгений Ходневич. – На сегодня уже пройден первый этап закупки оборудования, сейчас идёт второй. Сроки практического внедрения всех технических решений намечены на этот и следующий годы. Проектирование завершено. Теперь всё зависит только от возможностей заказчика. После запуска комплексной системы автоматизации перевозочного процесса планируется обучение персонала работе с ней. Будет рассматриваться и необходимость её дальнейшего сервисного обслуживания.

Добавим, что железнодорожный цех ГОКа обеспечивает неразрывность всей технологической цепочки между подразделениями комбината. Персонал отвечает за доставку руды девяти видов с месторождений на обогатительную фабрику, занимается отгрузками медного и цинкового концентратов, серного колчедана, щебня для внешней сети, перевозкой по промплощадке инертных материалов в адрес комбината и его субклиентов, подачей и уборкой вагонов.

Общая протяжённость путей составляет почти 87 км. Они оборудованы стрелочными переводами, пятью мостами (самый длинный – 22 м), таким же количеством охраняемых постов. Среднемесячный грузооборот – 15 млн ткм.