ЭЦ-МПК-У — релейно-процессорная электрическая централизация стрелок и сигналов на базе микроЭВМ и программируемых контроллеров с усовершенствованной исполнительной релейно-контактной группой.
ЭЦ-МПК-У – следующий этап развития релейно-процессорной централизации ЭЦ-МПК.
ЭЦ-МПК-У является современной, открытой и наращиваемой системой, легко адаптируется к условиям конкретного полигона управления при проектировании и при изменениях во время эксплуатации.
ЭЦ-МПК-У проектируется на основе типовых материалов для проектирования ТР-02-200-МПК-У. В технических решениях ЭЦ-МПК-У используется модернизированная исполнительная группа с использованием минимального числа малогабаритных реле типа Н, обеспечивающих блокировочные зависимости по безопасности.
ЭЦ-МПК-У разработана в соответствии с требованиями актуальной принятой в системе нормативно-технической документации.
Значительная роль в ЭЦ-МПК-У отведена программно-аппаратному комплексу, который контролирует поездную ситуацию и обеспечивает управление исполнительными схемами и напольным оборудованием.
централизованные управление и контроль объектов на станции;
контроль состояния соседних зон управления на крупных станциях (участковых, пассажирских, технических, сортировочных) с необходимой степенью детализации информации;
реализацию ответственных команд, исполняемых без проверки условий безопасности и формируемых дежурным по станции с соблюдением определенного регламента при отказах напольных устройств;
реализацию функций линейного пункта диспетчерской централизации;
автоматическое речевое оповещение работающих на путях о приближении поезда;
автоматическую очистку стрелок;
диагностирование вычислительных средств и напольных устройств станции и фиксация неисправностей;
хранение, просмотр и статистическая обработка отказов в ЭЦ;
поддержку оперативного персонала в нештатных ситуациях (исключение некорректных действий пользователя, режим подсказки);
реконфигурацию зоны управления (т. е. возможность привлечения помощника при увеличении загрузки, передача на кодовое управление ДСП соседней станции);
сопряжение с информационными системами вышестоящего уровня;
увязку с ДЦ без применения дополнительных аппаратных средств;
выключение маневрового сигнального показания при нарушении условий безопасности в заданном маршруте;
непрерывное протоколирование действий эксплуатационного персонала по управлению объектами и всей поездной ситуации.
Состав
автоматизированные рабочие места оперативного и обслуживающего персонала станции (АРМ ДСП, АРМ оператора, АРМ ШН);
комплекс технических средств управления и контроля (КТС УК), состоящий из промышленных ЭВМ и периферийных устройств ввода-вывода информации и обеспечивающий увязку автоматизированных рабочих мест с релейными схемами. Обмен информацией между АРМами и КТС УК производится по локальной вычислительной сети;
стативы с релейным оборудованием исполнительных схем традиционных релейных централизаций, обеспечивающих безопасность за счет использования минимального количества реле I класса надежности, а также рельсовых цепей, схем увязки с перегонными системами и т.п.;
объекты управления и контроля на станции (светофоры, стрелочные электроприводы, рельсовые цепи, переезды и т.п.);
устройства электропитания.
Преимущества
в системе реализуются все функциональные преимущества современной централизации при минимальных затратах и безусловном соблюдении требований безопасности традиционным путем на реле первого класса надежности;
высокий уровень надежности и безопасности ЭЦ-МПК-У достигается за счет дублирования многих узлов и использования релейной связи с напольными объектами;
интеллектуальный интерфейс автоматизированных рабочих мест снижает вероятность неправильных или несвоевременных действий оперативного персонала за счет речевых подсказок и логического контроля над действиями человека;
использование для ввода и отображения информации стандартных средств вычислительной техники не требует изготовления специализированных средств контроля и органов управления (табло и манипуляторов);
применение вычислительной техники позволяет упростить построение логических схем обеспечения безопасности, изменив традиционные подходы в схемотехнике исполнительной (релейной) части. Это позволило получить в среднем показатель 0,6 статива на стрелку, по сравнению с 1,5 в релейном аналоге ЭЦ12-03, а число реле на стрелку приближается к показателям МПЦ с релейным интерфейсом. Это приводит к сокращению числа реле, приходящихся на одну централизованную стрелку, и уменьшению площадей служебно-технических зданий постов, используемых для размещения оборудования, по сравнению с ЭЦ релейного типа, а также с ЭЦ-МПК с исполнительной группой ЭЦ-9;
значительно меньший объем строительно-монтажных работ позволяет сократить сроки ввода централизации в эксплуатацию при новом строительстве и в случаях изменения путевого развития (удлинение существующих путей или укладка новых, врезка дополнительных стрелок).