ЭЦ-МПК – электрическая централизация на базе микроЭВМ и программируемых контроллеров – относится к классу релейно-процессорных централизаций.
ЭЦ-МПК предназначена для управления и контроля устройств железнодорожной автоматики на станциях с помощью компьютерной техники и с использованием реле, основываясь на классических схемных решениях, апробированных десятилетиями.
ЭЦ-МПК является современной, открытой и наращиваемой системой, легко адаптируется к условиям конкретного полигона управления при новом проектировании и во время эксплуатации.
ЭЦ-МПК занимает лидирующую позицию среди компьютерных систем, внедряемых на магистральном и промышленном железнодорожном транспорте, а также в метрополитенах.
ЭЦ-МПК позволяет осуществить централизацию удаленных парков, районов и станций в крупных узлах.
ЭЦ-МПК проектируется по техническим решениям ТР-02-200-МПК, на основе типовых материалов для проектирования 410211-ТМП.
ЭЦ-МПК позволяет обеспечить программно-аппаратный стык с любыми системами диспетчерской централизации, диагностики и удаленного мониторинга.
Отличительными особенностями ЭЦ-МПК является наличие встроенных подсистем диагностирования напольной аппаратуры СЦБ, питающих устройств и подсистемы автоматического речевого оповещения работающих на путях.
централизованные управление и контроль объектов на станции;
контроль состояния соседних зон управления на крупных станциях (участковых, пассажирских, технических, сортировочных) с необходимой степенью детализации информации;
реализация функций линейного пункта диспетчерской централизации;
автоматизация задания маршрутов с возможностью накопления по принципу очереди и по времени исполнения;
реализация ответственных команд, исполняемых без проверки условий безопасности и формируемых дежурным по станции с соблюдением определенного регламента при отказах напольных устройств;
автоматическое речевое оповещение работающих на путях о приближении поезда;
автоматическая очистка стрелок;
диагностирование вычислительных средств и напольных устройств станции;
непрерывное протоколирование действий эксплуатационного персонала по управлению объектами и всей поездной ситуации.
Состав:
автоматизированные рабочие места оперативного и обслуживающего персонала станции (АРМ ДСП, АРМ оператора, АРМ ШН);
комплекс технических средств управления и контроля (КТС УК), состоящий из промышленных ЭВМ и периферийных устройств ввода вывода информации и обеспечивающий увязку автоматизированных рабочих мест с релейными схемами.
Обмен информацией между АРМами и КТС УК производится по локальной вычислительной сети;
стативы с релейным оборудованием исполнительных схем традиционных релейных централизаций, обеспечивающих безопасность за счет использования минимального количества реле I класса надежности, а также рельсовых цепей, схем увязки с перегонными системами и т.п..
ЭЦ-МПК интегрируется с исполнительными схемами любых релейных электрических централизаций (по типовым решениям ТР-47, ТР-67, МРЦ-13, МРЦ-9, ЭЦ-К, ЭЦ-12 и др.);
объекты управления и контроля на станции (светофоры, стрелочные электроприводы, рельсовые цепи, переезды и т.п.);
устройства электропитания.
Основные преимущества
практический опыт тиражирования показал высокую эффективность ЭЦ-МПК, как при новом строительстве, так и при реконструкции на всех типах станций: малых, средних, крупных;
в системе реализуются все функциональные преимущества современной централизации при минимальных затратах и безусловном соблюдении требований безопасности традиционным путем на реле первого класса надежности;
высокий уровень надежности и безопасности ЭЦ-МПК достигается за счет дублирования многих узлов и использования релейной связи с напольными объектами;
интеллектуальный интерфейс автоматизированных рабочих мест снижает вероятность неправильных или несвоевременных действий оперативного персонала за счет речевых подсказок и логического контроля над действиями человека;
использование для ввода и отображения информации стандартных средств вычислительной техники не требует изготовления специализированных средств контроля и органов управления (табло и манипуляторов);
применение вычислительной техники позволяет упростить построение логических схем обеспечения безопасности, изменив традиционные подходы в схемотехнике исполнительной (релейной) части. Это приводит к сокращению числа реле, приходящихся на одну централизованную стрелку, до 32 – 36 (в 2 – 2,5 раза по сравнению с традиционными релейными централизациями) и уменьшению в 3 – 4 раза площади служебно-технических зданий постов, используемых для размещения оборудования;
«прозрачность» реализации алгоритма работы облегчает процесс обслуживания и понимания системы персоналом;
значительно меньший объем строительно-монтажных работ позволяет сократить сроки ввода централизации в эксплуатацию при новом строительстве и в случаях изменения путевого развития (удлинение существующих путей или укладка новых, врезка дополнительных стрелок).