ДЦ-МПК – диспетчерская централизация на базе микроЭВМ и программируемых контроллеров – это первая отечественная микроэлектронная система управления движением поездов.
ДЦ-МПК предназначена для автоматизации диспетчерского управления и контроля на участках железных дорог, узловых станциях и предузловых развязках, а также концентрации управления соседними станциями с опорной (мини-ДЦ).
ДЦ-МПК является современной, открытой и наращиваемой системой, легко адаптируется к условиям конкретного полигона управления при проектировании и при изменениях во время эксплуатации.
ДЦ-МПК внедряется в автоматизированных диспетчерских центрах управления (АДЦУ) на магистральном и промышленном железнодорожном транспорте, а также в метрополитене.
ДЦ-МПК позволяет обеспечить поэтапность внедрения, в том числе первоочередное полномасштабное развертывание центра диспетчерского управления с сохранением устройств нижнего уровня с дальнейшей постепенной их заменой.
ДЦ-МПК проектируется на основе типовых материалов для проектирования 410512-ТМП.
Пункт управления ДЦ-МПК поддерживает работу с контролируемыми пунктами других систем (СКЦ, ЧДЦ, НЕВА, ЛУЧ, МИНСК, ЛИСНА и т.п.), обеспечивая возможность поэтапной замены устаревшей аппаратуры.
Контролируемый пункт ДЦ-МПК увязывается с любым типом ЭЦ, существующим на станции, а в случае ЭЦ-МПК или МПЦ-МПК не требует дополнительных капитальных затрат.
централизованное диспетчерское управление электрической централизацией стрелок и сигналов на полигоне управления, включая реализацию ответственных команд;
телеуправление устройствами энергоснабжения;
сбор и отображение в пункте управления информации о поездном положении и состоянии устройств железнодорожной автоматики на полигоне управления;
автоматическое ведение прогнозного и исполненного графиков движения;
выдача диспетчерскому аппарату оперативной и нормативно-справочной информации;
самодиагностика технических средств с точностью до сменной единицы;
протоколирование работы технических средств, диагностической информации и действий оперативного персонала;
логический контроль работы устройств и действий диспетчерского аппарата;
сопряжение с другими автоматизированными рабочими местами (графиста, выдачи предупреждений, старшего диспетчера, локомотивного диспетчера, энергодиспетчера и т.п.);
передача информации о состоянии полигона управления в вышестоящие иерархические уровни управления и контроля (АСОУП, САВП, АРМ ДТП и др.).
Состав
пункт управления (ПУ):
автоматизированное рабочее место поездного диспетчера (АРМ ДНЦ);
автоматизированное рабочее место электромеханика (АРМ ШНД);
cервер базы данных;
шкаф каналообразующей аппаратуры;
шлюзы с АСУ верхнего уровня и системами диагностики и удаленного мониторинга;
автоматизированные рабочие места оперативного персонала других служб;
каналообразующая аппаратура:
В ДЦ-МПК могут использоваться:
каналы связи: ВОЛС, ТЧ, кабельные и воздушные линии связи;
структуры каналов связи: магистральная, радиальная, радиально-магистральная, древовидная, смешанная, комбинированная (цифровая и аналоговая);
протоколы передачи данных: ДЦ-МПК, ЧДЦ-66, «Луч», «Нева», ВРТФ, ЛИСНА;
контролируемый пункт (КП) – действующие контролируемые пункты системы ЧДЦ-66, «Луч», «Нева», СКЦ, ВРТФ, ЛИСНА или комплекс технических средств управления и контроля (КТС УК), состоящий из промышленных ЭВМ и периферийных устройств вводавывода информации.
Основные преимущества
реализация современных принципов управления эксплуатационной работой;
сокращение загрузки диспетчерского аппарата за счет реализации программного управления объектами;
непрерывное протоколирование действий персонала по управлению объектами и всего хода технологического процесса;
создание центров диспетчерского управления с возможностью объединения АРМов диспетчерского персонала разных служб в общую локальную сеть;
низкая стоимость аппаратных средств за счет использования серийно выпускаемого промышленного оборудования;
минимизация капитальных вложений при включении станций, оборудованных системой ЭЦ-МПК;
сокращение занимаемых аппаратурой площадей, объемов и сроков проведения проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
наличие большого количества отработанных в эксплуатации увязок с системами вышестоящего и нижестоящего уровней управления и контроля;
возможность включения любых действующих устройств линейных контролируемых пунктов по любым каналам связи;
автоматическое реконфигурирование системы в случае отказа технических средств;
предоставление обслуживающему персоналу расширенной информации о состоянии объектов управления и аппаратных средств системы.
Эффект от внедрения
улучшение показателей выполнения графика движения поездов и обеспечения грузовой работы за счет расширения информационного обеспечения;
улучшение соотношения между нормативом рабочего парка подвижных единиц и обеспечением ниток графика;
величение зоны управления за счет снижения загрузки персонала;
повышения качества регулирования за счет автоматизации планирования пропуска поездов и прогнозирования затруднений в работе, а также своевременного принятия мер по их предупреждению;
улучшение технико-экономических показателей использования локомотивного и вагонного парков;
повышение производительности и культуры труда, а также эффективности использования трудовых ресурсов диспетчерского аппарата и обслуживающего персонала;
обеспечение наилучших режимов работы локомотивных бригад;
ускорение процесса сбора, передачи, протоколирования информации и минимизации информационных задержек;
снижение материало- и энергоемкости оборудования;
повышение уровня безопасности движения за счет интеллектуализации технических средств управления;
сокращение числа обслуживающего персонала за счет обеспечения высоких надежностных показателей в системе.