Научно-исследовательская лаборатория Компьютерные системы автоматики
Обратный звонок

АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УСТРОЙСТВ СЦБ ПРИ ИНТЕГРАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ ISO/TS 22163-2017(IRIS) И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

24-25 апреля 2019 года в Казани прошел VIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ФОРУМ «Эффективные системы менеджмента: качество и цифровая трансформация» на базе Казанского инновационного университета им. В.Г.Тимирясова. Статья Скараевой Елены Алексеевны и Ходневича Евгения Станиславовича об аспектах совершенствования проектирования устройств СЦБ была включена в сборник материалов форума.

Выход новой версии стандарта профессионального менеджмента для железнодорожной промышленности ISO/TS 22163-2017 (IRIS) определяет необходимость совершенствования методов интегрирования требований стандарта в управление бизнес- процессами на предприятиях железнодорожного производства, а также в отношении требований к взаимодействию с заказчиком и повышению требований безопасности.

Выступая гарантом высокого качества при проектировании, производстве и обслуживании железнодорожной техники, вобравший в себя лучший опыт отечественного и европейского железнодорожного производства стандарт профессионального менеджмента сегодня внедрен на ведущих предприятиях нашей страны. В настоящее время 116 российских предприятий являются держателями сертификата ISO/TS 22163-2017  (IRIS) и  ежегодно  проходят  внешнюю оценку подтверждения  соответствия  этим требованиям. Все больше вопросы продвижения и эффективности профессионального менеджмента для железнодорожного транспорта подвергаются научному исследованию со стороны российских ученых и изыскателей.

Высокотехнологичный стандарт ISO/TS 22163-2017 (IRIS) достаточно сложен для восприятия и внедрения в производственные технологии. Это значит, что во все процессы управления и производственные циклы закладываются действия/операции, обеспечивающие    предотвращение    рисков    возможных    потерь    и    отклонений    от установленных показателей качества продукции. Такие риск-факторы необходимо идентифицировать и снижать при принятии технологических или управленческих решений, или инвертировать в возможности получения успешного бизнес-результата.

Эффективность    от    внедрения    стандарта    IRIS    и    повышение    уровня    его «восхождения» в рамках конкретного предприятия возможны при достижении заданных стандартом ключевых показателей для каждого бизнес-процесса. Экономическая эффективность инвестиций на внедрение требований стандарта IRIS больше оценивается снижением издержек при управлении бизнесом.

Преимущества сертификации IRIS более значительны, если отечественное предприятие сотрудничает с европейскими и мировыми компаниями железнодорожной промышленности. Тогда наличие сертификата о соответствии российского предприятия требованиям IRIS будет сопутствующим условием становления партнерских отношений.

Особенность внедрения и сертификации требований стандарта IRIS заключается в предоставлении прослеживаемых свидетельств управления процессами проектирования на этапах выполнения каждого отдельного проекта. Такую задачу можно решить при автоматизации управления процессами проектирования устройств сигнализации, блокировки  и  централизации  (СЦБ).  Представим  теоретическое  описание функциональных возможностей разработанной системы управления проектами (СУП).

На предпроектной стадии с потенциальным заказчиком оговариваются условия технического  задания  конкретного  заказа  по  проектированию  устройств  СЦБ. Результатом принятия заказа является формирование чек-листа в единой информационной системе, который сохраняется в открытом серверном WEB-приложении кроссплатформерной системы управления проектами (СУП Redmine).

СУП Redmine – одна из информационных систем, обеспечивающая хранение, обработку, преобразование и передачу служебной информации в виде электронных сообщений,  а  также  иные  рабочие  документы  в  электронном  виде.  СУП  работает  в «привязке» с другими информационными системами, например, системой контроля версиями проекта (SVN). Допускается применение собственных информационно- технических средств, а также информационно-технических средств организаций, находящихся в договорных отношениях с организацией-проектировщиком. Доступ к СУП Redmine осуществляется с рабочего места сотрудника. Срок хранения данных и записей в автоматизированной системе не ограничен.

Начальник проектного отдела на основе анализа технического задания определяет последовательность  и  содержание  основных  этапов  проектирования,  сроки  их выполнения, ответственных работников за проектирование и исполнителей. Такие данные
и документация от заказчика заносятся в СУП Redmine, и в дальнейшем система самостоятельно формирует и отображает этапы и содержание выполнения всего проекта, а также дополнительные функции, например, управление бюджетом проекта по ходу выполнения проекта.

Принцип работы СУП Redmine основан на добросовестном и своевременном внесении необходимых сведений от исполнителей проекта в систему после выполнения этапа работы над проектом.

СУП Redmine формирует из входных данных графическое представление плана- графика этапов выполнения проектирования в виде диаграммы Ганта с учетом информации об отказах на ранее спроектированных объектах и ее анализ. Обновление состояния диаграммы происходит при внесении данных о выполнении этапов проектирования от инженеров-исполнителей в режиме реального времени. Диаграмма Ганта выступает для проектировщиков средством визуального контроля хода выполнения проекта.

На установленных этапах проекта руководитель анализирует ход проектирования с учетом сложности установленных критических показателей проекта, степени прогнозируемых рисков, информации о выполнении предыдущих аналогичных проектов. СУП Redmine по ходу работы над проектом формирует информационные сообщения для раннего оповещения заказчика о возможных отклонениях от сроков проектирования и других потенциальных рисках ключевых этапов проектов.

Выходные данные проектирования представляются в форме, подходящей для проведения верификации требований входных данных, и включают в себя пояснительную записку к выполненному проекту, чертежи и иную конструкторскую документацию, сметные  расчеты,  инструкцию  о  порядке  пользования  устройствами  СЦБ, адаптированную программу методики испытаний для ввода спроектированной системы в эксплуатацию.

Разработанная система управления проектами СУП Redmine представляет собой отлаженный, диагностируемый, управляемый механизм с обратными связями, позволяющий проводить эффективное проектирование систем СЦБ, главным образом за счет прозрачности выполнения проектных работ, прослеживаемости требований заказчика при   снижении   рисков   потери   информации,   управления   текущими   задачами   для достижения необходимого качества выполнения проекта. На формирование подобной модели цифрового бизнеса для предприятий ОАО «РЖД» и ее поставщиков ориентирует концепция научно-технического проекта «Цифровая железная дорога».

Основываясь на мировом, отечественном и собственном опыте, можно говорить о том, что в настоящее время IT-технологии автоматизированные, адаптируемые, кроссплатформенные, многофункциональные, открытые для общественности СУП становятся чуть ли не единственным эффективным, высокопроизводительным инструментом внедрения и поддержания системы качества на предприятии. Это позволяет соответствовать  предприятию  и  выпускаемой  продукции  требованиям  мировых стандартов и собственным целям.

Скораева Е. А., помощник первого проректора по менеджменту качества, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург ESkoraeva@usurt.ru

Ходневич Е. С., начальник проектного отдела научно-исследовательской лаборатории «Компьютерные системы автоматики», Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург Ehodnevich@nilksa.ru

Ссылка на источник  https://ieml.ru/innovation/forum2019/